Семья имеет большое значение для формирования чувства безопасности, самоуважения, идентичности и стабилизации человека. «Без корней нет крыльев» — слова Берта Хеллингера, немецкого психотерапевта, создателя метода системной настройки. Вокруг этого метода много споров, но я лично согласен с ролью связей, запутанностей, семейных делегаций и незавершенных дел в системе и прошлых поколениях. Несомненно, что они имеют большое значение в жизни и развитии человека. Какие потребности должна удовлетворять семья? Физические потребности: кров, еда, тепло, прикосновение, безопасность. Эмоциональные потребности: любовь, забота, чувства, чувство принадлежности, идентичность, ценности. Социальные потребности: способность создавать социальные отношения и контакты, способность справляться с проблемами, изучение социальных норм, признание своих ценностей. Когнитивные потребности: различение хорошего и плохого, усвоение социальных норм, образование, находчивость в жизни. Последствия неудовлетворенных потребностей в детстве. Если потребности «низшего» порядка (например, сон, пища, безопасность, тепло, прикосновение) не удовлетворены, нет смысла мечтать об эмоциональном, социальном или когнитивном развитии. Одним словом, запущенный ребенок будет меньше учиться, развиваться физически, иметь более сложные отношения со сверстниками, не будет развиваться его интеллект и конструктивные отношения с окружающими. Не говоря уже о чрезмерном беспокойстве, напряжении или разочаровании, которым он подвергается, которые часто остаются с ним на всю оставшуюся жизнь. У страха много имен Насилие, в том числе запугивание, обвинение, преследование и пренебрежение, может привести к тому, что ребенок испытает такой уровень стресса и страха, что он перестанет проявлять инициативу самостоятельно, перестанет исследовать окружающую среду, потеряет уверенность в мире и себе, и соответственно перестают развиваться. Я также имею в виду физическое развитие, а значит, и изменения в структуре мозга (по-видимому, необратимые). Как повысить самооценку ребенка? Чувство принадлежности Сувениры, фотографии, Книга Жизни, рисунки, предметы, подаренные другими людьми, семейные традиции, письма, встречи, фотоальбомы – все это формирует у ребенка чувство идентичности и принадлежности. Способы укрепить принадлежность вашего ребенка: • поговорите с ребенком о своей семье, вместе ищите «корни», фото предков, традиции • создать книгу жизни для ребенка • вовлекайте ребенка в жизнь семьи • расскажите о своих предках, традициях и обычаях в вашей семье • говорить, на кого это похоже (в положительном смысле) • спросите: вы чувствуете себя важным? Кому ты нравишься • поощряйте ребенка к совместной работе • определить обязанности и задачи ребенка дома • замечать вклад ребенка в жизнь семьи, коллектива • наделяйте ребенка полномочиями и спрашивайте об его интересах • поощрять участие ребенка в школьной и общественной деятельности. Уникальность Человек, который чувствует себя уникальным, принимает и любит черты, отличающие его от других. Вот почему: • относиться к каждому ребенку индивидуально (я знаю, что это сложно) • избегать коллективной ответственности, когда виноват только один ребенок • дайте каждому ребенку что-то особенное • побуждать детей бить собственные рекорды и совершенствовать свои навыки • поддерживать интересы и увлечения ребенка • Старайтесь планировать время так, чтобы вы могли проводить с каждым ребенком отдельно • примите ребенка, скажите, что любите и цените его (сделайте это вне зависимости от поведения ребенка) • сосредоточиться на талантах и смириться с отсутствием способностей в другой области • позвольте ребенку индивидуализировать свою комнату или место, позвольте ему влиять на то, как выглядит его пространство • укрепляй, хвали - как можно чаще! А ваши идеи? Это происходит из веры в то, что у вас есть качества, навыки и взгляды, чтобы влиять на вашу собственную жизнь. Люди с внутренним локусом контроля чувствуют, что они влияют на их жизнь, верят, что могут справиться со сложными ситуациями. Когда у них есть чувство свободы воли, они осознают, что у них есть выбор, что они могут принимать решения и что они несут за них ответственность. Низкая самооценка часто связана с чувством беспомощности. Вот несколько советов, которые помогут развить у вашего ребенка чувство свободы воли: • побуждать их принимать собственные решения • поощрять выбор • не делать за ребенка то, что он может сделать сам • спрашивайте их об идеях и отзывах • поощряйте ребенка думать и учиться самостоятельно • позволять ему делать ошибки и учиться на будущее • поощрять усилия и риск • дать возможность проявить ответственность • поощрять настойчивость • заниматься решением проблем • похвала за достижения • поддерживать связь (вы можете, у вас отлично получается, продолжайте пытаться) • спрашивайте мнение ребенка по различным вопросам • позволить вам обустроить свою комнату или уголок самостоятельно или принять решение о плане дня • пусть ребенок знает, в чем он хорош и каковы его ограничения. Научите их просить о помощи. • повысить ответственность ребенка. У вас есть другие идеи? Узоры Шаблоны дают примеры из жизни, помогают определить ценности, идеалы и стандарты. Это люди, которых вы знаете и которым хотите подражать. Они помогают отличить правильное от неправильного, правду от лжи. Ценности, которые они представляют, создают ощущение порядка в жизни. Как быть примером: • действовать в соответствии со своими убеждениями и принципами. То, что мы говорим, мало влияет на то, что мы делаем. • познакомьте детей с людьми, которыми вы восхищаетесь • поощрять контакты с ценными людьми • расскажите о жизни людей, которыми вы или ваш ребенок восхищаетесь • поговорите с ребенком о ценностях и принципах, убеждениях и ошибках • смотрите ценные фильмы вместе с ребенком • подумай, кто был для тебя образцом в юности и сейчас • у вас были / есть ли у вас какие-либо полномочия? Создание связей - формула PACE Игривость или общие радости. Вы готовы и счастливы проводить время со своим ребенком? Принятие, или принятие. Принимаете ли вы своего ребенка как отдельное и уникальное существо? Вы видите и «читаете» сигналы, которые он посылает? Заметьте, это не значит, что вы принимаете все его поведение и выходки. Любопытство, или любопытство. Вы искренне интересуетесь, что переживает ваш ребенок, почему он что-то чувствует, почему он чего-то требует и нуждается? Подчеркиваю слово «честно», ребенок почувствует всякую неправду. Эмпатия, или сопереживание. Можете ли вы войти в мир вашего ребенка? Вы когда-нибудь чувствуете (или хотя бы пытаетесь почувствовать), через что он проходит? Помогаете ли вы ему правильно называть и выражать свои эмоции? Имя и личность Вы знаете что-нибудь о своем имени? Почему тебя так назвали твои близкие? Есть ли в вашей семье кто-нибудь, от кого вы «унаследовали» свое имя? Имя является началом личности ребенка, часто неосознанной. Конечно, речь идет не о греческом переводе значения имен, а о контексте, семейном сходстве, общей истории, традициях, наследии и тяготах, которые с этим могут быть связаны. Генограмма Экокарта — это как «вид с высоты птичьего полета» на мир человека. В нем представлены все самые важные люди, учреждения, виды деятельности, а также важность этих людей и других элементов. Экокарта показывает, что важно для этого человека и какие связи присутствуют в его жизни. Он показывает отношения между человеком, для которого он сделан, и другими важными членами семьи, родственниками, друзьями, группами, местами, интересами и потребностями. она дополняет информацию, содержащуюся в генограмме. Чем больше элементов, связей, отношений, важных людей и занятий, тем больше потенциал развития человека. Важно и «направление отношений», т.е. отмеченная стрелкой инициатива контакта (кто к ней стремится, кто стремится, кто инициирует). Что дальше? После создания экокарты для себя или своего ребенка вы можете подумать о следующем: • какие отношения вы хотели бы укрепить? • что надо ослабить? • как вы можете укрепить свою самооценку и безопасность? • как вы можете удовлетворить свои потребности? • как можно укрепить отношения с членами семьи? • с кем бы вы хотели установить более близкие отношения? • какие новые элементы/люди на вашей экокарте вы хотели бы видеть. Безусловная любовь и принятие. Это абсолютное и необходимое условие для того, чтобы принять себя и других и создать позитивные и прочные отношения. Благодаря безусловной любви и принятию ребенок: • понимает последствия своего поведения • он не боится потерять любовь своих опекунов • он чувствует себя в безопасности, благодаря чему лучше использует свой потенциал и работает над ограничениями • охотно входит в новые группы, быстро там акклиматизируется • обладает внутренним миром и способен принимать самостоятельные решения • учится на своих ошибках (навык, бесценный в жизни).